Создать Координационный совет по подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми

Создать Координационный совет по подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми

Создать Координационный совет по подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми при Министерстве физической культуры и спорта Республики Коми.

Такое предложение на заседании коллегии регионального Минспорта сегодня, 27 декабря, озвучил начальник отдела спортивной подготовки Государственного автономного учреждения Республики Коми «Центр спортивной подготовки сборных команд» Андрей Фокин, выступая с докладом о состоянии и перспективах модернизации системы подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми .

Он напомнил, что согласно ст. 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, осуществляют методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку, координируют деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, создают условия для осуществления инновационной и экспериментальной деятельности в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и внедрения достигнутых результатов в практику. К полномочиям муниципальных образований указанным федеральным законм отнесено участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

«Дополнение федерального законодательства явилось частью реализуемых Минспортом России мероприятий по проведению модернизации системы подготовки спортивного резерва и совершенствованию нормативной правовой базы отрасли физической культуры и спорта», — отметил Андрей Фокин.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования получили законодательно закрепленную возможность участвовать в подготовке спортивного резерва, используя все имеющиеся у себя ресурсы.

Кроме того, субъекты Российской Федерации имеют полномочия по методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку, что предполагает выстраивание на местах системной и планомерной методической работы с организациями, осуществляющими спортивную подготовку, во взаимодействии с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», который является ядром организационно-методического обеспечения отрасли по данному направлению.

Изменения в законодательстве, сказал докладик, закрепили необходимое право органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов к официальным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях за счет средств местных бюджетов.

Дополнения в федеральное законодательство направлены на построение в Российской Федерации непрерывной системы подготовки спортивного резерва с обязательным участием в ней не только самих организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и их учредителей, но и муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, федерального центра.

Говоря о спортивных школах и спортивных школах олимпийского резерва, Андрей Фокин подчеркнул, что они обеспечивают подготовку спортивного резерва путем осуществления спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе, этапе начальной подготовки, тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапе совершенствования спортивного мастерства.

Задачами СШ и СШОР, направленными на обеспечение подготовки спортивного резерва являются:

  • обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта; организация и проведение тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) на основе разработанных в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки программ спортивной подготовки;
  • организация и проведение официальных спортивных мероприятий;
  • финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение питания и проживания, обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий, а также в период следования к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно;
  • обеспечение участия спортсменов организации в официальных спортивных мероприятиях; разработка и реализация программ спортивной подготовки;
  • организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения;
  • составление индивидуальных планов подготовки спортсменов, находящихся на этапе совершенствования спортивного мастерства.
  • Региональный центр спортивной подготовки, сказал Андрей Фокин, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, осуществляя организацию мероприятий по подготовке спортивных сборных команд, а также организацию и обеспечение подготовки спортивного резерва;
  • координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва;
  • методическое обеспечение организаций.
  • Задачами Центра спортивной подготовки, направленными на обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, являются организация и проведение официальных спортивных мероприятий;
  • выполнение работ по подготовке спортивного резерва, включая организацию и проведение тренировочных мероприятий, обеспечение питания и проживания, методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение спортсменов, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий, а также в период следования к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно;
  • обеспечение участия спортивных сборных команд в официальных спортивных мероприятиях;
  • организация и проведение официальных спортивных мероприятий;
  • координация организационно-методической работы по подготовке спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;
  • выполнение работ по медицинскому, медико-биологическому и психологическому обеспечению спортсменов;
  • организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку; осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта.

В регионе полностью реализуюь программы спортивной подготовки (государственные учреждения) пять спортшкол, три спортшколы олимпийского резерва и ЦСПСК. На муниципальном уровне 28 ДЮСШ — 28 и две СДЮСШОР.

Всего занимающихся спортсменов — 25120 человек. Общая численность тренеров в 2015 году — 726 человека, из них тренеры спортивных сборных команд (главные — один, старшие — четыре, тренеры — 19).

Спортивные сборные команды по видам спорта в республике: пять — олимпийские виды спорта (базовые), 19 — олимпийские виды спорта — 19 и столько же — неолимпийские виды спорта.

Организации, осуществляющие медико-биологическое, научно-методическое, волонтерское обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку: ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», ФГБУН «Институт физиологии» Коми НЦ УрО РАН и ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина».

Как доложил Андрей Фокин, в целях исполнения единых требований к организации спортивной подготовки в Российской Федерации Министерство физической культуры и спорта Республики Коми и подведомственные ему учреждения:

  • создали и обеспечили подготовку спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми;
  • обеспечили нормативно-правовое, организационно-методическое и финансовое регулирование системы спортивной подготовки;
  • утвердили (согласно дорожной карте Минспорта РФ) План перехода образовательных организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в организации спортивной подготовки, реализующие программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами на 2016-2017 годы (Приказ Минспорта Республики Коми № 01-12/184 от 31 мая 2016 года);
  • утвердили порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные в Республике Коми и осуществляющие спортивную подготовку в Республике Коми (Приказ Минспорта Республики Коми № 01-12/400 от 01 ноября 2016 года);
  • приняли меры по совершенствованию системы финансирования учреждений отрасли: изменения в порядке финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе нормативных затрат и требований к определению нормативных затрат на оказания государственных (муниципальных) услуг;
  • внесли изменения в Постановление Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 года № 240 «Об оплате труда работников государственных учреждений физической культуры и спорта Республики Коми» в части спортивной подготовки.

По его словам, работа, которая ведется в Республике Коми по модернизации подготовки спортивного резерва, позволила установить порядок и основания для перехода физкультурно-спортивных организаций на программы спортивной подготовки. Однако кроме перехода физкультурно-спортивных организаций в учреждения нового типа, модернизация системы подготовки спортивного резерва подразумевает обеспечение взаимодействия всего комплекса элементов спортивной подготовки. «В первую очередь, под взаимодействием понимается создание и обеспечение непрерывного процесса спортивной подготовки, путем реализации программ спортивной подготовки с последовательным переводом спортсменов с одного этапа спортивной подготовки на другой, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки. Кроме этого, в системе взаимодействия обязательно должны быть организации и специалисты, обеспечивающие научно-методическое, медико-биологическое сопровождение спортсменов.

«В связи с вышеизложенным сегодня можно выделять ряд проблем, связанных с модернизацией системы подготовки спортивного резерва в Республике Коми. Не совершенна система взаимодействия субъектов спортивной подготовки, нормативно не закреплена сторона, ответственная за координацию деятельности физкультурно-спортивных и иных организаций, осуществляющих и сопровождающих спортивную подготовку. Методическое, медико-биологическое и научно-методическое сопровождение спортивной подготовки осуществляется несистемно, по договоренности, между физкультурно-спортивными организациями и сторонними организациями, которые задействованы в процессе спортивной подготовки, нет четкого взаимодействия, соответствующим образом оформленных соглашений и договоров. Конкретным примером может послужить медико-биологическое сопровождение сборной командой по лыжным гонкам Республики Коми коллективом института физиологии Коми НЦ УрО РАН», — сказал Николай Гордев.

Кроме того, сказал он, в настоящее время не определен порядок медицинского и медико-биологического сопровождения спортивных сборных команд по видам спорта Республики Коми, деятельность врачебно-физкультурного диспансера не может в полной мере удовлетворить в потребности медицинского обеспечения спортивной подготовки сборных команд по видам спорта. На уровне региона имеются существенные пробелы в нормативно-правовой базе по медицинскому сопровождению лиц, проходящих спортивную подготовку. Например, нет нормативно-правового акта, определяющего порядок медицинского и медико-биологического сопровождения спортивных сборных команд Республики Коми.

Также Андрей Фокин отметил низкую эффективность методической работы со спортивными школами, особенно в муниципальных образованиях, федерациями по видам спорта.

По мнению докладчика, необходимо совершенствовать систему непрерывной спортивной подготовки в соответствии с этапами спортивной подготовки с последовательным переводом спортсмена из одной ФСО в другую. Пристальное внимание необходимо уделить сложившейся системе финансирования физкультурно-спортивных организаций, возможно, рассмотреть варианты ее совершенствования. В части организации тренировочного процесса необходимо уделить пристальное внимание созданию единого подхода к планированию тренировочного процесса, определению необходимого количества тренировочных мероприятий, места их проведения как для спортсменов спортивных сборных команд Республики Коми по видам спорта, так для ближайшего резерва. Отдельно можно отметить проблему (в некоторых видах спорта) не соответствия объема тренировочной нагрузки на этапе начальной подготовки, тренировочном этапе в ДЮСШ федеральным стандартам спортивной подготовки.

«Очень остро стоит проблема „провала“ количества занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства после тренировочного этапа», — подчеркнул Андрей Фокин. Переход детско-юношеских спортивных школ на программы спортивной подготовки, отметил он, обуславливает единую систему спортивной подготовки с переходом с одного этапа на другой, начиная со спортивной школы и заканчивая центром спортивной подготовки. Нецелесообразно осуществлять спортивную подготовку спортсмена в нескольких физкультурно-спортивных организациях без наличия единого плана подготовки и распределения финансовых средств на подготовку этого спортсмена.

«В настоящее время часть спортсменов высокого класса числятся и финансируются и в спортивных школах, и в спортивной школе олимпийского резерва или центре спортивной подготовки сборных команд. При таком подходе необходим четкий порядок распределения финансирования в зависимости от обязательств выполнения плана подготовки спортсмена несколькими физкультурно-спортивными организациями», — полагает Андрей Фокин.

В связи с этим он и инициировал создание координационного совета по подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми при Министерстве физической культуры и спорта Республики Коми, возложить на него функции организации, контроля и оценки подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми. В координационный совет, сказал Андрей Фокин, необходимо включить представителей всех элементов системы, специалистов по научно-методическому и медико-биологическому сопровождению спортивной подготовки. В настоящее время практика создания подобных объединений успешно применяется в Красноярском крае, Саратове и ряде других регионов России.

Также Андрей Фокин предложил наделить ГАУ РК «ЦСПСК» полномочиями по координации деятельности физкультурно-спортивных организации, организаций, осуществляющих научно-методическое и медико-биологическое сопровождение спортивной подготовки; при распределении финансовых средств между физкультурно-спортивными организации, осуществляющими спортивную подготовку, учитывать единый план подготовки спортсменов, числящихся в нескольких физкультурно-спортивных организациях.

«Если мы занимаемся сборными, у нас два пути: или продолжать тянуть спортсмена на общепризнанные объемы работ в течение трех-четырех лет, или за один сезон поднять его и получить увеличенное сердце и убить как гонщика за один год. То есть форсировать его подготовку. У нас никак не скоординирована работа детских спортивных школ на нижнем звене — муниципалитете и на республиканском уровне. В результате мы имеем результат, который получаем. Так вот для того, чтобы этого не было нам нужна согласованная сквозная подготовка спортсмена по реальным программам, которые есть», — заявил директор Государственного автономного учреждения Республики Коми «Центр спортивной подготовки сборных команд» Николай Гордеев.

Рассмотрев вопрос о состоянии и перспективах модернизации системы подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми, коллегия Министерства физической культуры и спорта Республики Коми постановила:

1.​Создать координационный совет по подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми при Министерстве физической культуры и спорта Республики Коми, возложить на него функции организации, контроля и оценки подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми.

2.​Утвердить схему организации деятельности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми на основе кластерного взаимодействия.

3.​Наделить ГАУ РК «ЦСПСК» полномочиями по координации деятельности физкультурно-спортивных организации, организаций, осуществляющих научно-методическое и медико-биологическое сопровождение спортивной подготовки, согласно Приказу Минспорта РФ № 999 от 30 октября 2015 года.

4.​При распределении финансовых средств между физкультурно-спортивными организации, осуществляющими спортивную подготовку учитывать единый план подготовки спортсменов, числящихся в нескольких физкультурно-спортивных организациях.

5.​Министерству физической культуры и спорта Республики Коми разработать проект Постановления Правительства Республики Коми «О создании координационного совета по подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд Республики Коми при Министерстве физической культуры и спорта Республики Коми, комплексной научной группы, сопровождающей подготовку членов спортивных сборных команд Республики Коми», утверждении порядка медицинского и медико-биологического сопровождения спортивных сборных команд Республики Коми.

Ещё новости про полезная информация