Сегодня, 28 сентября, в Ухте состоялась коллегия Министерства физической культуры и спорта Республики Коми.
С докладом о формировании системы подготовки спортивного резерва в регионе выступил заместитель министра физической культуры и спорта Максим Мартышин.
В Российской Федерации за последнее десятилетие заложены основы формирования самостоятельной спортивной отрасли с сопутствующими ей признаками, такими как сложившаяся структура управления, нормативная правовая база, материально-технический и кадровый потенциал, отдельная строка в бюджете и отраслевая сеть организаций спортивной подготовки.
М.Мартышин отметил, что современный спорт, в условиях усиления глобальной конкуренции на международной спортивной арене, предъявляет новые, всё более высокие требования к качеству подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд.
«Это предполагает постоянную активную работу всех субъектов отрасли физической культуры и спорта по поиску новых подходов к выявлению талантливых спортсменов, внедрению современных форм организации тренировочного процесса, модернизации материально-технической базы организаций спортивной подготовки, обеспечению квалифицированными тренерскими кадрами и научно-методическому, медицинскому и антидопинговому сопровождению подготовки спортивного резерва по олимпийским, неолимпийским, сурдлимпийским и паралимпийским видам спорта», — сказал замминистра.
Поэтому, заявил Максим Юрьевич, вопросы развития физической культуры и спорта на местах должны носить приоритетный характер. В настоящее время в республике ведется активная работа по формированию региональной системы по подготовке спортивного резерва, в рамках которой в 2016-2018 годах часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва в спортивные сборные команды и имеющие высокопрофессиональный тренерский состав, была переведена в спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
Замминистра отдельно отметил, что в Республике Коми по состоянию на 28 сентября насчитывается 46 учреждений физкультурно-спортивной направленности. В их число входят 2 Центра спортивной подготовки сборных команд (государственные); 6 Спортивных школ олимпийского резерва (5 государственных и 1 у МО ГО «Сыктывкар»); 21 Спортивная школа (3 государственных и 16 муниципальных«); 14 ДЮСШ (из них: 3 в системе образования и 11 в системе ФКиС; 3 другие организации.
Во II квартале 2018 года министерством был проведен мониторинг эффективности учреждений дополнительного образования ведомственной принадлежности отрасли «Физическая культура и спорт», участвующих в подготовке спортивного резерва. По итогам мониторинга организаций, с учетом результативности, их условно поделили на 3 группы.
В первую группу вошли 4 детско-юношеские спортивные школы — МБУ ДО «Усть-Куломская ДЮСШ», МБУ ДО «ДЮСШ «Олимпиец», МБУ ДО «ДЮСШ «Заполярный ринг», МБУ ДО «ДЮСШ «Смена». Данные организации осуществляют подготовку резерва в состав спортивной сборной команды Республики Коми и, в состав спортивной сборной команды Российской Федерации.
Вторая группа организаций ориентирована на подготовку резерва в состав спортивной сборной команды муниципального образования и Республики Коми. В эту группу вошли 2 организации — МБУДО «Корткеросская ДЮСШ», МБУ ДО «ДЮСШ «Юность. Этим организациям (первой и второй группы) было рекомендовано преобразование в спортивные школы.
Третья группа организаций ориентирована на спортивно-массовую работу. В эту группу вошли 6 организаций — МУДО „Удорская ДЮСШ“, МБУ ДО „Интинская ДЮСШ“, МБУДО „КДЮСШ Корткеросского района“, МБО ДО „Троицко-Печорская ДЮСШ“, МБУДО „КДЮСШ“ г. Вуктыл», МБУ ДО «ЦФСиТ Усть-Цилемского района».
Этим организациям было рекомендовано рассмотреть вопрос преобразования исходя из желания осуществлять деятельность по подготовке спортивного резерва, объяснил Максим Мартышин.
Заместитель министра отметил, что в июле 2018 года первым заместителем Председателя Правительства Республики Коми Л.В. Максимовой главам муниципальных образований направлено соответствующее письмо-поручение согласно которому необходимо определить в текущем году ведомственную принадлежность учреждений исходя из основного вида деятельности и их финансирования. В связи с этим учреждениям дополнительного образования ведомственной принадлежности отрасли «Физическая культура и спорт» не перешедшим в организации спортивной подготовки до конца 2018 года необходимо сменить ведомственную принадлежность с ее определением к отрасли «Образование».
С учетом информации полученной от муниципальных образований в отраслевую сеть организаций (отрасли «Физическая культура и спорт») до конца 2018 года еще войдут организации муниципальных образований:
- «Воркута» (3 организации),
- «Инта» (2 организации),
- «Усть-Куломский» (1 организация),
- «Усть-Цилемский» (1 организация).
Таким образом, с 01 января 2019 года в Республике Коми будет сформирована сеть организаций спортивной подготовки отрасли «Физическая культура и спорт» в количестве 36 организаций.
В текущем году Министерством спорта Российской Федерации подготовлен проект новой редакции приказа № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд российской федерации».
Согласно новому документу в системе подготовки спортивного резерва, в зависимости от целей и характера (предмета) деятельности, осуществляют деятельность:
- спортивные школы;
- спортивные школы олимпийского резерва;
- училища олимпийского резерва;
- региональные центры спортивной подготовки;
- центры олимпийской подготовки;
- юридические лица, в составе которых имеются структурные подразделения, предметом деятельности которых является реализация программ спортивной подготовки.
Отсюда следует, сказал Максим Мартышин, что ДЮСШ и СДЮСШОР, реализующие исключительно предпрофессиональные программы, к системе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, не относятся.
Также М.Мартышин обратил внимание на тот факт, что Министерством спорта России подготовлена новая редакция приказа № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» с целью исключения возможности осуществления спортивной подготовки под видом дополнительных предпрофессиональных программ и дублирования наименований этапов спортивной подготовки в дополнительных предпрофессиональных программах.
Приказ успешно прошел общественные слушания, находиться на стадии подписания. Согласно новой редакции произойдет не только переход на уровневую систему, но и сокращение недельной нагрузки на обучающихся. По планам приказ вступит в силу с 01 января 2019 года.
В конце своего доклада заместитель министра предложил:
Муниципальным образованиям «Вуктыл», «Троицко-Печорский» обеспечить перевод в 2018 году учреждений дополнительного образования ведомственной принадлежности отрасли «Физическая культура и спорт» в ведомственную принадлежность отрасли «Образование» в срок до 28 декабря 2018 года.
Муниципальным образованиям «Воркута», «Инта», «Усть-Куломский», «Усть-Цилемский» преобразовать в 2018 году учреждения дополнительного образования ведомственной принадлежности отрасли «Физическая культура и спорт» в организации спортивной подготовки — в срок до 28 декабря 2018 года.
Муниципальным образованиям «Корткеросский», «Удорский» принять решение о дальнейшей деятельности учреждений физкультурно-спортивной направленности и их ведомственной принадлежности исходя из основного вида деятельности в срок до 01 декабря 2018 года.
Учреждениям дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности обеспечить постоянную реализацию программ спортивной подготовки согласно требованиям приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
С докладом, посвященным итогам инвентаризации спортивных сооружений в регионе и их загруженности выступила ведущий специалист-эксперт отдела спортивных сооружений, государственного заказа и инвестиционных проектов Любовь Порфирьева.
Она сообщила, что в 2018 году было проинвентаризировано 2310 спортивных сооружений во всех муниципальных образованиях Республики Коми. Больше всего спортивных объектов находится в Сыктывкаре, Воркуте, Усинске, Ухте, Сосногорске, а также Сыктывдинском и Усть-Вымском районе.
«Это связано с тем, что на территории именно этих муниципалитетов сконцентрировано более 70% населения Республики Коми. Соответственно именно этим районам при строительстве спортивных сооружений уделяется более пристальное внимание, что и дало достаточно высокий показатель количества спортивных объектов в разрезе муниципалитета», — объяснила Любовь Владимировна.
Государственной программой Республики Коми «Развитие физической культуры и спорта» на 2018 год запланировано и обеспечено строительство и ввод в эксплуатацию 7 спортивных площадок и 1 физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном. На 2019 год, в рамках реализации проекта «Народный бюджет» в сфере физической культуры и спорта запланировано выделении субсидии в 6 мил. руб., на 2020 год запланирована субсидия в 6 мил. руб.
Также, сообщила Л.Порфирьева, в Республике Коми разработаны полностью готовые для строительства проекты. Например, проект «ФОК борьбы Воркута», «Универсальный игровой зал Микунь», «Лыжная база по ул. Лесопарковая Сыктывкар» и «ФОК Троицко-Печорск» (завершается разработка).
В регионе растет обеспеченность населения спортсооружениями, на конец 2017 года эта цифра достигла 59,9%. Государственной программой Республики Коми «Развитие физической культуры и спорта» установлено плановое значение данного показателя на 2018 год 60%, на 2019 — 60,1%, на 2020 — 60,2%. Достижение указанных значений планируется за счет реализации проектов по программе «Народный бюджет».
«По Северо-Западному Федеральному округу Республика Коми занимает 4 место по обеспеченности населения спортивными сооружениями. Кроме того, необходимо отметить, что показатель обеспеченности населения Республики Коми спортивными сооружениями выше среднего показателя по округу и среднего по Российской Федерации», — уточнила специалист.
В ближайшие годы возрастет значимость такого параметра как отношение загруженности спортивных сооружений к их мощности. Министерством уже разрабатываются планы мероприятий по повышению этого показателя.
Любовь Порфирьева сообщила, что другим показателем, характеризующим состояние спортивных сооружений, является уровень износа. По данным проведенной инвентаризации получена следующая информация:
- 1178 спортивных сооружений имеют износ от 0 до 40%;
- 528 — от 41 до 60%;
- 280 — от 61 до 80%;
- 324 — от 81 до 100%.
Таким образом, 74% спортивных сооружений имеют износ, не превышающий 60%.
«Поэтому необходимо усилить работу по проведению текущих и капитальных ремонтов на муниципальных спортивных сооружениях. Также продолжить контроль за состоянием спортивных сооружений в Республики Коми и повышением показателя эффективности использования существующих объектов спорта», — резюмировала специалист.
sportrk.ru